,

Главная Новости

Адаптация в детском саду: попытка или пытка?

Опубликовано: 01.09.2018

видео Адаптация в детском саду: попытка или пытка?

Тренировка Ивана 1,8 лет

Адаптация в детском саду: попытка или пытка? Подсознательно в нас укоренилось, что детский сад одна из ступенек детства, по которым поднимаются в срок, а три года - возраст, на взгляд родителей, подходящий. К тому же сам ребенок твердит, что ему скучно, и хочется играть с детьми... Но вот радостные ожидания от первых посещений сада сменяются озабоченностью: у ребенка регресс во всем достигнутом: в речи, навыках, умениях, игре. Может заболел? У него и в самом деле насморк, а вчера была температура... Ему не мил детский сад, и малыш почти неузнаваем, словно его «подменили». «Подменили» не малыша, а жизнь и обстоятельства, что неизбежно. И негативные, протекающие на всех уровнях сдвиги в детском организме, - важные индикаторы степени влияния на ребенка периода адаптации (приспособления). Организм и душа ребенка - в состоянии между здоровьем и болезнью: вскоре ребенок или в самом деле заболевает, если выраженность стресса велика, или снова становится сам собой, в случае легкой адаптации. Есть еще и промежуточный вариант.


"ИЗБИВАЕТ РЕБЕНКА" - Скандальное видео в садике Казахстана ВЗОРВАЛО интернет негодованием

Эмоциональный портрет новичка, поступившего в детский сад

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ: то подавленность и безучастность ко всему, то ребенок напоминает «белку в колесе». Вырываясь из рук воспита-телей, мчится к выходу, конфликтуя со всеми на ходу. И вдруг бессильно за-молкает, окаменев. Плач - от хныканья до постоянного. В палитру плача входит также и «плач за компанию», которым уже почти адаптированный к саду ребенок поддерживает новичков, пришедших в группу.


Kabbala Ancient Magic By Bill Donahue

СТРАХ: во всем скрытая угроза : от неизвестной обстановки и встречи с новыми детьми, до новых взрослых, а главное, то, что Вы забудете и не придете вечером, чтобы забрать домой... Родительские переживания особен-ностей нового этапа жизни ребенка, еще более усугубляют страх.

ГНЕВ и рождаемая им агрессия готовы без искры разгореться, будто в ребенке - «пороховая бочка».

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ: немного выражены в те моменты, когда малыш как будто «опьянен» ориентировочной реакцией на «прелесть новизны». Доминирование их, возвещает о завершении у вашего ребенка адаптационного периода. Радость, улыбка и веселый смех - главные «лекар-ства» и противовес всем отрицательным эмоциям.

СОЦИАЛЬНЫЕ КОНТАКТЫ: на смену «гордой бесконтактности» приходит «компромиссная контактность», что, однако, является инициативой мнимой - выходом из сложившегося положения. Она не направлена на улучшение общения со сверстниками. Если проявить терпение и такт, то в три года малыш способен выбрать повод для контакта. В коммуникабельно-сти ребенка - успех исхода адаптационного процесса.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ снижается и угасает на фоне стрессовых реакций: нет интереса к игрушкам, не хочется знакомиться со сверстниками и понять, что происходит рядом. «Почемучка» словно в зимней спячке, но когда он проснется, или в конце концов Вы все-таки «раз-будите» его посредством положительных эмоций, активность стресса станет минимальной и в скором времени исчезнет насовсем.

СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ: почти все давно усвоенные и успешно используемые дома навыки самообслуживания под прессом стресса малыш может «растерять». По мере адаптации ребенка к условиям организованного коллектива, он вдруг «вспоминает» забытые им навыки, в придачу к ним легко усваивает новые.

ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ: не отвечает на вопросы, затруднено необхо-димое для возраста ребенка пополнение его активного словарного запаса. На фоне стресса имеющийся словарный запас скудеет: употребление младенче-ских или облегченных слов без существительных и прилагательных. Одни глаголы! В ответах на вопросы - «телеграфный стиль». Такая речь - итог тя-желой адаптации.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ: заторможенность или неуправля-емая гиперактивность. Не путайте активность, измененную в связи с процес-сом адаптации, с активностью, присущей темпераменту ребенка!

СОН: если ребенок и засыпает, а не рыдает на кровати, то сон его бес-покойный, прерывается внезапным пробуждением. По мере привыкания он сможет тихо провести свой тихий час и спать спокойно.

АППЕТИТ у ребенка тем хуже, чем менее благоприятно он адаптиру-ется. «Волчий аппетит» возникает при попытке хоть как-то удовлетворить свои неудовлетворенные потребности. Нормализация повышенного или по-ниженного аппетита сигнализирует о том, что отрицательные сдвиги адапта-ционного периода не нарастают, а пошли на убыль, и в скором времени нормализуются и все другие показатели описанного нами выше эмоциональ-ного портрета.

Тип тяжелой или неблагоприятной адаптации характеризуется потерей в весе или внезапным, без каких-то видимых причин, кратковременным по-вышением температуры. Стресс разрушает защитные барьеры малыша, из-вращает ряд важных физиологических реакций, необходимых для поддерж-ки состояния здоровья , и - нет больше защитного панциря, защищающего от всех болезней. От любого дуновения ветерка ребенок заболеет, произойдет срыв адаптации, а после срыва ему придется адаптироваться заново. Цепоч-ка «разлука-страх-стресс-срыв адаптации-болезнь с осложнениями» повто-ряется в течение нескольких месяцев. Таких детей желательно не отдавать в три года в детский сад.

Тип легкой адаптации характеризуется привыканием к новой обста-новке - в течение полумесяца, а изменения, которые видны в поведении ре-бенка кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет.

Промежуточный вариант - средней тяжести течение периода различ-ных адаптационнных изменений в детском организме характеризуется сроком адаптации - больше месяца, иногда во время нее возможны заболевания без каких-либо осложнений.

Чем спровоцирован стресс у ребенка в подобной ситуации? Не столько - отрывом от значимых взрослых (ими в течение всего дошкольного периода являются близкие в семье), и особенно от матери, сколько несовер-шенством адаптационных механизмов ребенка. Ведь, чтобы продержать-ся в новой обстановке, малышу необходимо вести себя в детском саду не так, как дома. Но ребенок не знает этой новой формы поведения и от того страда-ет, боясь, что что-то сделает не так. Кроме того, второе полугодие третьего года жизни малыш впервые ощущает себя как личность и хочет, чтобы это видели другие. Родителям проще, чтобы все было как раньше. Отстаивая свою личность, психика малыша становится ранимее, чем прежде, а тут, до-полнительно к нагрузке кризиса трех лет, - груз адаптации к детскому саду. Малыш не баловень, и не упрямец, и ничего не хочет сделать Вам назло. Все то, что видите Вы - это издержки адаптации, ее «цена» и «плата» для ребен-ка. От Вас зависит, чтобы эта «плата» была минимальной и не пришлось ле-чить нанесенные ребенку травмы всю жизнь.

Как надо родителям готовить ребенка к поступлению в детский сад.

- Не отдавайте ребенка в детсад в разгаре кризиса трех лет. Этот кризис - первая попытка самореализации.

- «Раскройте секреты» малышу возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми.

- Настройте малыша как можно положительнее к его поступлению в дет-ский сад.

- Не обсуждайте при малыше волнующие Вас проблемы: ребенок не слу-шая, слушает.

- Готовьте Вашего ребенка к временной разлуке с Вами и дайте понять ему, что это неизбежно лишь только потому, что он уже большой.

- Все время объясняйте ребенку, что он для Вас, как прежде, дорог и лю-бим.

- Учите ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.

- Введите режимные моменты детского сада в домашний режим дня .

- Повысьте роль закаливающих мероприятий. Они не защитят от инфек-ционных заболеваний, но уменьшат вероятность возникновения возможных осложнений.

- Не угрожайте ребенку детсадом как наказанием за детские грехи, а также за его непослушание.

- Не нервничайте и не показывайте свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад или в случаях, если ребенок заболевает: ребенок фик-сирует родительские способы реагирования и включает их в собственную модель и стиль поведения. Как надо родителям вести себя с ребенком, когда он впервые начал посещать детский сад.

- Настраивайте ребенка на мажорный лад. Внушайте ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.

- Забирайте первое время пораньше домой, создайте спокойный, бескон-флитный климат для него в семье.

- Уменьшайте нагрузку на нервную систему: на время прекратите походы в цирк, в театр, в гости и другие многолюдные и шумные места, сократите просмотр телепередач.

- Не кутайте ребенка, а одевайте в соответствии с температурой в группе.

- Не реагируйте на выходки ребенка и не наказывайте его за детские ка-призы. Как не надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал посе-щать впервые детский сад

- В присутствии ребенка плохо говорить о детском саде или обсуждать связанные с ним проблемы.

- «Наказывать» ребенка детским садом и в числе последних забирать его домой.

- Мешать его контактам с детьми в группе: значимый взрослый, оставаясь в группе наблюдать за своим ребенком порождает ситуацию двойственности, которая усугубляет в ребенке качество нерешительности и препятствует воз-можности обучиться спонтанному поведению в новой обстановке.

- Наказывать за детские капризы. Обратите внимание: ребенок капризен и своеволен лишь тогда, когда ему действительно ничто не угрожает. Балуясь, он испытывает и себя, и мир на прочность, он определяет до каких допусти-мых границ могут простираться его действия в этом мире. При малейшем страхе, намеке на опасность он бежит искать защиты и помощи у взрослых, становясь образцом послушания. Это - признание своей ошибки и просьба о помощи. Ведь своего опыта еще нет. Требуется грамотная помощь взрослых: в трудной ситуации - дать образец новой формы поведения в изменившихся условиях.

Обучение способностям реагировать на ситуацию формирует качество ответственности - предпосылку самореализации. Родителям следует помнить, что в режиме повиновения существует опасность внедрения в ребенка нега-тивных программ, особенно неосознаного и непрочувствованного чувства вины. И если ответственность дарит силу для изменения своей жизни, то вина тратит силу впустую, расточает ее. Получив от родителей представление о себе как о «жертве», человек продолжает быть доступным для манипуляций и все более удаляется в сторону от тех жизненных выборов, которые прино-сили бы только пользу и удовлетворение.

Идеальный возраст для адаптации – 1 год 8 месяцев, когда в развитии ребенка отмечается прогресс и он настолько понятлив, что мы приступаем к его планомерному обучению, по сути - к подготовке к школе. Важно не пога-сить эту понятливость, что легко сделать, если ребенок играет примитивно, без смысла и выдумки, вызывая у родителей недовольство и досаду, которые лишь укоренят в более старшем возрасте неуверенность и чувство вины. У оказавшихся рядом малышей в этом возрасте не все ладится, они далеки от взаимопонимания и, хотя уже не могут друг без друга, еще не могут и друг с другом.

Бурно формируется основное волевое качество - способность в одних условиях действовать со всей энергией, а в других - сдерживать, ограничи-вать себя. Именно в этот период дает о себе знать темперамент и формирую-щийся характер ребенка, поэтому нельзя требовать от ребенка ровного настроения, реагирования: ребенок должен отреагировать все свои эмоции, отреагивать их мощно, испытав восторг и подъем игры, не сдерживая себя среди столь же эмоциональных сверстников.

Экспериментально доказано, что в игре ребенок в полтора-два раза превосходит свои показатели зрения, слуха, физические возможности. Эмо-циональность - фундамент умственного развития. Эмоции - то звено, за ко-торое вытаскивается вся цепь психического развития. Даже при задержке ре-чевого развития, многокрасочность и разнообразие эмоций является залогом умственной полноценности ребенка. Хочется напомнить простой механизм: интерес к чему-либо проявляется через удивление, а удивиться может чело-век богатый эмоционально!