,

Главная Новости

Санкт-Петербург отметил Всемирный день борьбы с болезнью Паркинсона

Опубликовано: 02.09.2018

 

Болезнь Паркинсона – хроническое прогрессирующее заболевание головного мозга, более часто встречающееся в старшем возрасте. Во всем мире им страдает свыше  6 млн человек, что делает его вторым по распространенности  нейродегенеративным заболеванием после болезни Альцгеймера. Точные причины его возникновения до конца неизвестны, а его развитие начинается за 10-20 лет до проявления проявления первых симптомов, что и является причиной трудности лечения. В настоящее время болезнь Паркинсона неизлечима.

Алла Тимофеева, к.м.н., доцент, доцент кафедры неврологии ПСПбГМУ имени И.П. Павлова:  «Социальная значимость болезни Паркинсона определяется ее распространенностью и высокой вероятностью инвалидизации пациентов на развернутой стадии болезни. Кроме того, несмотря на то, что большую часть пациентов по -прежнему составляют люди старше 65 лет, в настоящее время заболевание все чаще встречается у лиц молодого и среднего возраста. Около трети пациентов, наблюдающихся в нашем центре по лечению паркинсонизма, приходится на 45-60-летних».

Алла Тимофеева отметила, что достижения современной медицины позволяют значительно улучшить качество жизни людей с болезнью Паркинсона, компенсировать симптомы, предотвращать или отдалять наступление осложнений. Безусловно, поиск путей излечения и предотвращения развития данного заболевания является одной из важнейших задач медицинского сообщества, над которой работают ученые всего мира. Однако, не менее, а, может, и более важной, является проблема ежедневной, сиюминутной помощи пациентам уже сейчас. Пусть мы не можем полностью устранить болезнь, но мы можем уменьшить ее выраженность, дать возможность людям вести активный образ жизни и сохранять самостоятельность на протяжении длительного времени.

Основа лечения болезни Паркинсона - это подбор медикаментозной терапии, которая как правило, включает в себя несколько препаратов с непростым режимом приема. Разработать эффективную схему лечения можно только при активном участии самого пациента и понимании им целей и задач каждого этапа терапии. Этим вопросам уделяется много времени при проведении школ для пациентов и их родственников. Но не меньшую роль играют разнообразные реабилитационные мероприятия. Это не только залог успеха в лечении двигательных нарушений, но и возможность сделать жизнь пациента более активной, раскрасить ее в позитивные тона, дать возможность снова обрести свое место в обществе. И в первую очередь это относится к занятиям танцем.

 

Наталия Латышева, к.п.н., доцент кафедры теории и методики физической культуры НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург:  «Один из самых распространенных видов реабилитации – лечебная физкультура, однако, положа руку на сердце, привержены ей далеко не все. Практика показывает, что в более значительной степени пациентов мотивируют танцы. К тому же они высоко оцениваются и врачами, потому что это более эффективный и универсальный метод. Во-первых, они походят всем, вне зависимости от возраста и стадии заболевания. Во-вторых, оказывают комплексный эффект, потому что танцы – это работа и тела, и мозга, а методы, сочетающие физическую и интеллектуальную активность априори эффективнее. Танцуя, человек подстраивает движения по мелодию, что стимулирует деятельность мозговых центров. В-третьих, как я уже говорила, танцы лучше вовлекают пациентов, а регулярность занятий очень важна для реабилитации».

 

 

Елена Хвацкая, к.п.н., доцент, и.о. заведующей кафедрой психологии НГУ им. П.Ф. Лесгафта:   «После постановки диагноза «болезнь Паркинсона», означающего невозможность выздоровления и определенные ограничения моторных функций, больной сталкивается с противоречием «должен, но не могу и не хочу», т.е. должен принять новую реальность и связанные с этим изменения, но не могу отказаться от привычных дел, вносить какие-то изменения в образ жизни и др. и не хочу, потому что может быть неверный диагноз, мне все это неудобно и т.д. Это однозначно приводит к изменению самооценки человека в худшую сторону. Включение в деятельность Школы психологической составляющей обусловлено именно необходимостью формирования и поддержания конструктивного, личностно-позитивного отношения к себе: «Я учусь жить с определенными ограничениями через восприятие себя умелым и компетентным: умею реагировать на некорректное поведение окружающих, умею правильно волноваться, умею гордиться собой и т.п.», что позволяет получать положительные эмоции и удовольствие от жизни»

 

Еще один важный вопрос – социальный. Как члены семьи и друзья могут помочь людям с болезнью Паркинсона?  Почему обществу следует больше узнавать о заболевании и при каких признаках стоит обратиться к врачу? Эти и другие важные  темы, касающиеся постановки диагноза, лечения и поддержки пациентов, медицинские специалисты, пациенты и их родственники обсудили в рамках Всемирного дня борьбы с болезнью Паркинсона.

Надежда Хахулина, координатор программы "Школа для пациентов с болезнью Паркинсона АНО «Центр помощи пациентам «ГЕНОМ»:  «Для нас проведение мероприятий во Всемирный день борьбы с болезнью Паркинсона стало традицией. Мы напоминаем пациентам, почему очень важно придерживаться назначенной терапии, и рассказываем о новых методах реабилитации. С родственниками мы обсуждаем, как они помогут поддержать своих близких, а широкую общественность информируем об особенностях заболевания, первых симптомах, методах контроля. Мы уверены: чем больше люди будут знать о болезни Паркинсона, тем эффективнее мы сможем с ней бороться».

Всемирный день борьбы с болезнью Паркинсона был учрежден в 2001 году Всемирной организацией здравоохранения в день рождения английского врача Джеймса Паркинсона. Именно он 200 лет назад впервые описал данное заболевание в своем «Эссе о дрожательном параличе».

Марина Фролькис